ДЕТСКАЯ НЕВРОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХИАТРИЯ
Это территория здоровых нервов и спокойных мозгов! Врачебная информация для родителей, всё рационально, работает по принципам доказательной медицины и здравого смысла

☼ Внимание! Новый канал Аутизм, расстройство аутичного спектра: что делать, где читать, куда идти, как работать   или наберите в поиске мессенджера Телеграм - @nevrolog. Поведенческий невролог и доказательная медицина: чтобы потом не было мучительно жаль впустую потерянных времени, сил и других ресурсов...

☼ Подписывайтесь на канал *Детская неврология, психология, психиатрия   или наберите в поиске мессенджера Телеграм - @nervos. В канале всегда актуальная информация, лучшие статьи, новости и книжные обзоры, группы общения, поддержка, обратная связь

☼ Живое общение, присоединяйтесь!  *Чат родителей и специалистов группы "Дети и нервы" или наберите в поиске мессенджера Телеграм - @nervokid. Обсудить идеи, поделиться информацией о воспитании, обучении, коррекции и профилактики расстройств поведения, получить консультации лучших специалистов

ПЕРВЫЙ МОЙ ГОД (7-9 МЕС, ГЛАВА 3)

Уважаемые родители! Я пишу только для Вас! Убедительная просьба при копировании не забывать указывать авторство и ссылку!

глава 1 * 0-3 мec

глава 2 * 4-6 мec

глава 3 * 7-9 мec

глава 4 * 10-12 мec

                                                     Мамам, уставшим, замученным и озабоченным жизнью, не читать!

Глава 3. Возраст 4-6 месяцев

     Я стал совсем большой, мне исполнилось 7 месяцев, а скоро будет 8 и даже 9. Мама говорит, что ее малыш превратился в метеор, бабушка считает меня крайне неугомонным ребенком. Это не правда! Может быть, я действительно не могу ни минуты спокойно посидеть на месте и непрерывно что-то делаю и что-то ищу, мне все время что-то нужно, но это потому, что я в настоящее время, - научный работник, - великий исследователь неизвестных миров, а может быть, просто разведчик, собирающий секретную информацию.

     Моей основной задачей в этом возрасте остается активное собирательство самой разной информации об окружающем мире, и взрослые с готовностью помогают мне в этом (а в некоторых семьях почему-то мешают?). Я с удовольствием занимаюсь изучением свойств каждого предмета и выясняю, какие конкретные действия с предметами приводят к определенным результатам, при этом, моим главным способом изучения является подражание взрослым.

     Мои руки свободны и всегда готовы к точным согласованным движениям в новых исследованиях. Обычно, я подолгу занимаюсь игрушками и разнообразно действую ими в зависимости от их свойств: многократно перекладываю игрушки из руки в руку, стучу ими по столу, извлекаю звуки, бросаю вниз... Я энергично подражаю действиям взрослого: толкаю мяч, катаю машинку, сбрасываю крышку с бидончика, трясу колокольчик и пр.

     Чтобы я быстрей и с наслаждением научился ползать, мама использовала полотенце, которое подсовывала под мой животик. С помощью полотенца она придавала мне позу для ползания на четвереньках, покачивала вперед-назад, облегчая мне ползание, и иногда переносила меня немного вперед. Так я заинтересовался ползанием, и вскоре, научился уверенно ползать за игрушками, четко выполняя движения руками и ногами, быстро и любым способом меняя направление. Я превратился в маленькую ракету, которая постоянно перемещалась по квартире.
      Я легко научился способности самостоятельно садится по следующей программе: поворачиваю голову, чтобы увидеть игрушку, ложусь на бок, опираясь на руку, и затем усаживаюсь; умею сидеть прямо.

     Совсем недавно произошло маленькое чудо: удерживаясь ручками за опору, я встал на колено и одну ногу, а затем сам встал на обе ноги и выпрямился. В этот момент в комнату зашла мама и увидела меня, гордо стоявшего с опорой на прямо расставленных ногах. Это был большой праздник для нас всех. Мне полюбилось стоять, и с этого дня я проводил немало времени в вертикальном положении. Научиться ходить за игрушкой или по приглашению взрослого, боком, переставляя руки по опоре, переступая приставным шагом уже было делом техники...

    Моя мама - великая выдумщица! Каждый день она придумывает для меня новые игрушки и увлекательные занятия. Вот она разложила передо мной несколько маленьких пластмассовых бутылочек, в каждой из которых было немного песка, бобов, пшена или воды. Я играю с бутылочками, трясу их и стучу друг о друга - они все шумят по-разному. Мне удалось открыть одну бутылочку, вода вылилась на меня - я очень удивился. Хорошо, что в бутылочке была вода, а не бобы, которыми можно подавиться! Мама, не теряй бдительности!

    После того, как я научился иногда открывать эти бутылочки, мама всегда контролировала эту игру. Теперь в этой игре появились резиновые пищащие игрушки, и мама учит меня, какие игрушки нужно сжимать (чтобы они пищали), а какие нужно трясти (чтобы они гремели). Несколько тренировок, и я точно знаю, что каждая игрушка издает определенный звук, и что нужно для этого сделать. Но больше всего мне нравится греметь бубенчиком и грохотать коробкой с орехами (правда, бабушка при этом капельку сходит с ума). Неплохо у меня получается играть с кастрюльками, ложками, чашками - некоторые из них залезают друг в друга, и все они здорово шумят. Интересно, почему деревянная ложка стучит иначе, чем металлическая, и почему большая чашка никак не помещается в маленькую кастрюльку. У меня появились новые игрушки, и научился катать мячики и машинки, толкать маленькую коляску, возить за веревочку тележку и стучать палочками по барабану. Я толкаю мячик маме, мама папе, а папа снова толкает мяч ко мне - неплохая семейная игра.

Временами, мы с папой занимаемся изучением предметов, имеющих сложную геометрическую форму и поверхность: разные впадины, выступы, канавки, бороздки, дырочки и др. Очень интересно рассматривать и ощупывать такие вещи, при этом очень полезно для развития. У папы для меня всегда есть игрушки с кнопочками, тумблерами и ручками, которые можно поворачивать, щелкать, включать и выключать (фонарик, маленький радиоприемник, пульт от телевизора, будильник и др.) Главное, чтобы такие действия приводили к определенным эффектам (например, нажимаю кнопочку - загорается фонарик, дергаю за веревочку - включается торшер и т.д./). Однажды во время обеда я нечаянно столкнул со стола пустую кастрюльку - вот было грохоту, но мне понравилось. С тех пор, когда у меня есть возможность, я швыряю разные предметы на пол, смотрю и думаю: вот упал мячик - он долго-долго прыгает, вот упала крышка от кастрюли - она гремит, а упавшее полотенце не произнесло ни звука. Любопытно, почему так происходит? ...

    К нам пришла гостья, лучшая мамина подруга. Она подходит и пытается заговорить со мной. Я настороженно смотрю на нее и жду, что будет дальше. И тут мамина подруга совершает непростительную ошибку - она пытается взять меня на руки. Катастрофа! Что тут началось! Я страшно испугался и завопил изо всех сил, тетя и мама тоже испугались и бросились меня успокаивать. Прошло немало времени, но я успокоился, только когда тетя спряталась в другой комнате. С тех пор я не дружу с этой тетей.

    Пришлось маме вплотную заняться этой проблемой. По установленным ей правилам все домашние и гости, выходя из дома, обязательно прощаются со мной, долго машут мне рукой, посылают воздушные поцелуи и весело говорят "пока-пока". Когда мы с мамой уходим гулять, бабушка или папа делают тоже самое. Постепенно я к этому привык и теперь всегда активно участвую в таких проводах.

Все наши знакомые, которые приходят в наш дом или встречают нас на прогулке, свято уважают мое личное пространство  и никогда не выказывают навязчивое стремление общаться со мной: они дружелюбно общаются с мамой, которая им рада, терпеливо выжидают, издалека произносят смешные звуки и строят мне смешные гримасы, при этом, не забывая показывать мне какие-нибудь интересные вещи. Я у мамы на руках в полной безопасности, поэтому тревожусь совсем чуть-чуть. В конце концов любопытство пересиливает тревогу, я постепенно привыкаю и начинаю дружить с незнакомым человеком. Таким образом, я начинаю понимать, что все взрослые, общающиеся с моей мамой, добрые и веселые, любят строить смешные рожицы и играть с детьми...

    У меня грандиозное несчастье, моя мама куда-то надолго ушла. Пропал аппетит, настроение хуже некуда, играть не хочется. Бабушка тоже огорчается, но развеселить меня не может. Я долго и горько плачу, и никто-никто не может меня успокоить... Правда, потом меня развлекла одна игра, которую я сам и придумал:  оказывается если лечь на живот, зажать между бедер любимого медвежонка, и долго энергично двигать тазом, потирая пахом о кровать, станет очень-очень приятно ... Хотя, это занятие мне крайне понравилось, но быстро надоело; хорошо, что бабуля не заметила ... наверное, мне бы попало...  

Слава богу, наконец-то мама пришла - я забираюсь к ней на руки и не слезаю до самой ночи. Тогда мама стала придумывать такие игры, которые помогали бы мне легче переносить разлуку и меньше огорчаться. Конечно это прятки! Неплохую игру мама и я придумали с яркой пеленкой. Она прячет лицо под пеленку и весело говорит: "ку-ку, а меня нет, я спряталась, найди меня". Сначала я удивлялся и тревожился: "где же мама? остался только ее голос!". Но мама быстро сдергивала пеленку и радостно сообщала мне: "вот я где, привет!". Каждый раз, внезапное мамино появление меня очень радовало, и я сам быстро научился стаскивать с мамы пеленку... Радость  встречи с мамой всегда безмерна! А теперь наоборот, - чур, я прячусь первый! Мама укрывает мое лицо пеленкой и тревожно-весело спрашивает: "А где же Даня?", "Куда же Даня пропал, ау! Ку-ку!". Я тихонько замираю, а мама быстро сдергивает пеленку и, улыбаясь, радостно восклицает "Вот ты где! Ку-ку! Я тебя нашла!" В ответ мама слышит мой восторженный хохот.

     Совсем скоро у меня появились "взрослые" прятки: мама пряталась за шторку, под стол, за дверь, а потом весело появлялась у меня на глазах. То-то радости было полные штаны! Еще интересней было самому искать маму, я был очень горд своими поисковыми способностями. Но самое лучшая в мире "прятка" была, когда я заползал за диван или накрывался одеялом на кровати, а мама меня искала: "И где же Даня?", "Куда же он пропал, ау! Я иду тебя искать!". Мама долго ходит по комнате, заглядывая в разные укромные уголки, но найти меня нелегко, я здорово замаскировался! Наконец-то, мама меня радостно находит, обнимает и целует, а я визжу от восторга! Гениальная игра!


      За игрой время летит незаметно, вот я и нагулял аппетит. Пришлось переместиться на кухню и тянуться к обеденному столу - и мама догадалась, что я хочу есть. Я уже давно ем за общим столом вместе со всеми. У меня есть собственный специальный стул, на котором я восседаю, как троне.

    Повторюсь специально для родителей своих друзей, а также всевозможных бабушек, мои родители НИКОГДА не заставляют меня есть насильно (бедные дети, которых кормят силой). Иногда, чтобы показать мне достоинства пищи, мама пробует из моей тарелки, причмокивая и щелкая языком, от удовольствия. Конечно, мне сразу хочется попробовать тоже самое. Совсем новые вкусные продукты мама предлагает по капельке, при этом пробует их сама. Например, положив в мой ротик маленький кусочек банана, мама внимательно смотрит на выражение моего лица. Кормление продолжается, только если мне это приходиться по вкусу. Мама научила меня, и в настоящее время я сам умею брать двумя пальчиками маленькие кусочки знакомой еды (печенье, фрукты, сыр...) из красивой неглубокой мисочки и заталкивать себе в рот (вкусно, полезно и тренировка мелкой движений). В конце обеда можно немного и порисовать: мама наливает в мисочку немного варения, я обмакиваю в него указательный палец и рисую им на специальной клеенке. Бабушка в ужасе, а нам с мамой нравится...

     После еды мама безуспешно пытается уложить меня спать, но я-то хочу играть! Мама забыла, я расту, и мне сейчас  требуется гораздо меньше времени для сна. «Борьба» разгорелась не на шутку, наконец, мама уступает (наверно, доктор подсказал), и мы продолжаем играть...

     Мама, папа и я обожаем музыку, и во время игры часто устраиваем музыкальные перерывы. Когда я слышу ритмичную плясовую музыку, мои ноги сами пускаются в пляс, а спокойная мелодия вызывает у меня успокоение и расслабление. Мама знает, что у меня есть несколько волшебных успокаивающих мелодий, которые даже могут меня усыпить. Но особенно мне нравиться танцевать вместе с мамой: я усаживаюсь ей на колени, она поет песенку и наклоняет меня в разные стороны в такт мелодии... Затем эстафету перехватывает папа, он сажает меня к себе на плечи и мы танцуем с ним под музыку. Папины и мои движения точно совпадают с четким ритмом мелодии - мы танцуем великолепно! (так сказала мама).

     Наступил вечер, и пришло время купаться. В месячном возрасте, по рассказам мамы, я немного побаивался купаться, а теперь просто обожаю! Как-то, мама во время купания пошлепала моими ручками по воде - вокруг брызги, мама смеется, я тоже радуюсь. С тех пор я очень люблю бить руками по воде, брызги в разные стороны, все вокруг в воде - восторг! (а бабушка говорит, что мама меня балует). Странно, вокруг меня холодный туман и дождик, что такое? Да это мама из пшикалки-распылителя брызгает на меня прохладной водичкой. Остренькие струйки, как тончайшие иголочки, весело впиваются мне прямо в ручки и грудь. Изумительные ощущения! Во время купания вокруг меня плавает куча игрушек, я их пытаюсь утопить, а они все равно выскакивают на поверхность воды, но есть игрушки, которые сразу тонут (интересно, почему?). Я уже умею доставать игрушки, которые плавают или лежат на дне. Люблю, когда в ванне вместе со мной плавают в резиновом ведерке маленькие разноцветные шарики и кубики льда. Мама приготовила их специально для меня их в морозилке, подкрасив свекольным соком и другой обычной пищевой краской. Они очень приятные на ощупь, холодненькие и скользкие, постоянно выпрыгивают из моих рук, и куда-то все время пропадают... Тают, наверное... Один маленький ледяной кусочек мне удалось запихнуть в рот, но я тут же выплюнул его. Тьфу! Не вкусно и холодно! А когда мама взяла такой кубик льда в свои руки и стала им щекотать мои
ножки и носик, мне понравилось: очень необычное и щекотное чувство... Хорошая игра, но чуточку опасная. Мы с мамой так увлеклись купальными играми, что и не заметили, как вода в ванне остыла, и я стал немножко замерзать. Жаль не могу сказать маме словами, что стало неуютно прохладно. Помог, как всегда мой возмущенный взгляд, и громкий  плач...

     Вот и день прошел, мама укладывает меня спать. Наверное, днем было избыточное количество впечатлений, приходило много гостей, они брали меня на руки, играли и разговаривали со мной/,- всю ночь мне снились яркие, непонятные сны, кроме того, тревожил живот. Я пугался, плакал, метался во сне и просыпался часто-часто. Мама совсем измучилась со мной... Так продолжалось несколько ночей, пришлось посоветоваться с доктором. Он запретил нам устраивать шумные праздники с большим количеством гостей и выписал мне на ночь капельки, которые очень помогли, и мой сон пришел в норму...
      Папа купил мне заводную машинку: она гудит и едет за кресло... Пропала... Я в недоумении, куда она делась? Вдруг, машинка выезжает с другой стороны кресла, и я радуюсь - она нашлась. Папа снова заводит машинку, она едет и скрывается за креслом. Я опять теряю ее, вместе с папой мы начинаем поиски, и за креслом находим машинку, ура. После упорной тренировки я быстро самостоятельно нахожу любимую машинку. Мне понравились такие поиски, и я легко нахожу спрятанное под одной из трех салфеток печенье или игрушку под пеленкой. Теперь я без труда могу найти конфету в кармане маминого халата или очки в бабушкиной сумке или связку ключей в папином портфеле . Но больше всего я люблю откапывать игрушки, которые прячет мама в тазик с горохом или песком. При этом, правда, я иногда рассыпаю горох по полу, но зато потом добросовестно помогаю маме собирать его обратно в тазик. Однажды, я нечаянно рассыпал из коробки все ложки, и мы с мамой долго-долго их собирали. Зато теперь после игры я всегда сам собираю свои игрушки в коробку...

    Вскоре я сам научился закрывать и открывать свое лицо и теперь умею прятаться сам. Когда я открываю свое лицо, мама всегда радуется и так удивляется: "Откуда же ты взялся?" Я тоже радуюсь, что сам так быстро нашелся. Но вот игра изменилась: мама прячет свое лицо под пеленкой и удивленно говорит: "Ку-ку, а где же мама?" и потом быстро срывает пеленку и радостно восклицает: "Ку-ку, а вот и мама!"
     Через несколько дней я сам научился прятать и находить мамино лицо. Здорово, мама исчезает и появляется по моему желанию. Так, незаметно, от игры с закрыванием лица мы перешли к настоящим пряткам. Мама стала прятаться за дверцу шкафа, спинку кровати, убегала в другую комнату и быстро возвращалась и, смеясь, крепко обнимала меня. Главное, я усвоил, что мама обязательно вернется! И я спокойно стал отпускать маму от себя надолго, но мама никогда не злоупотребляла моим доверием.

     Этим утром произошло новое событие. Как обычно, после сна мама подошла к кроватке, протянула руки, но не стала брать меня на руки, а просто ждала, что я буду делать. Сначала я немного растерялся, но потом сообразил и в ответ протянул маме ручки. Мама похвалила меня и крепко обняла. Так, я научился выражать и показывать свои эмоции и желания не только с помощью звуков, но и жестов. (например, чтобы меня покормили, дали игрушку, взяли на руки и тд.). Использование жестов и звуков значительно облегчило мне "управление" маминым поведением, она очень внимательно наблюдает за моими жестами и почти всегда правильно понимает мои жестовые сообщения.
      Кроме того, мама хорошо знает, что для понимания обращенной речи для меня очень важны не только звуки, но и жесты с интонацией, которыми она активно использует в моем обучении. К примеру, мама, когда хочет взять меня на руки, протягивает их к мне и говорит "Иди, иди ко мне", или строго качает головой и говорит "Нет, нет, нельзя", когда я пытаюсь сделать что-то опасное. В моем понимании речи происходят значительные сдвиги: на вопрос: "Где?" - я легко нахожу взглядом предмет, находящийся постоянно в определенном месте, а затем и в разных местах, независимо от месторасположения (например, часы, телевизор и пр.). Я прекрасно знаю свое имя - иду на зов или оборачиваюсь, на чужое имя не откликаюсь. Каждый день я узнаю что-то новенькое: как выглядит и лает собачка /ав/ав/, как мяукает кошка /мяу/мяу/, как крякает уточка /кря/кря/, как машина едет "трр-р", паровоз гудит "уу-у" и тд.

    Наверное, не очень культурно показывать пальцем, но пока я маленький - это лучший способ изучения окружающего мира. На прогулке учеба продолжается: мама показывает мне кошку, собак, машины и рассказывает, кто как «говорит» и шумит. А одна собачка меня даже немного испугала - она подбежала к нам и стала лаять ''ав-ав''. Но на руках у мамы совсем не страшно, я быстро перестал тревожиться и продолжил свое исследование... Мама показывает на картинку и спрашивает меня: '' Как мычит коровка?'' - я пальцем тыкаю в коровку и гордо отвечаю: ''му-у''. Когда мама дает мне игрушки, она говорит: « возьми собачку, возьми машинку» а когда берет их из моих рук, то говорит например: «дай, мячик». Бывает наоборот, я маме пальцем показываю на предмет, и она подробно рассказывает мне о нем.

     Вообще-то мы с мамой подолгу разговариваем на моем языке. Я повторяю слоги за мамой или наоборот, говорю: ба-ба-ба или па-па, а мама за мной повторяет эти звуки, показывает на бабушку или папу, спрашивает: «где баба? или где папа? Когда я правильно смотрю на того, кто мне назван, все ликуют а мама хвалит целует меня...А если мама просит: «Иди к папе, дай папе машинку» и я это правильно выполняю, - так это праздник на целый день. Иногда я специально ошибаюсь, просто так, чтобы подразнить родителей,- они наивно огорчаются. Хотя, я стараюсь их часто не расстраивать.
У меня есть на полу свой детский уголок: на ковре разбросано множество игрушек, книжек и ярких подушек, а рядом на стене - небольшое небьющееся зеркало, в которое я с удовольствием смотрюсь. Когда я играю с папой в своем любимом уголке, мы с ним подползаем к зеркалу и начинаем строить друг другу смешные рожицы, соревнуемся у кого смешней...

     А сейчас мне хочется поиграть в любимые «ладушки», - и я об этом немедленно сообщаю жестами папе. Он берет мои ручки, хлопает ими в ладоши и поет песенку: «Ладушки, ладушки, Где были? У бабушки. Что ели? Кашку. Что пили? Бражку. Полетели, полетели, На головку сели... - при этом мои ручки «летят и садятся мне на головку». Глубокое восхищение! Естественно, я попробовал все это сделать сам, и у меня получилось (правда, не сразу). Теперь мы играем по-другому: папа поет песенку, а я хлопаю в ладоши и опускаю ручки на головку в конце песенки.

     Спустя несколько дней мне исполняется 9 месяцев. Не могу не похвалиться своими новыми достижениями: я умею держать хлеб в руке и откусывать его зубами или деснами, уверенно пить из чашки, придерживая ее двумя руками вместе с взрослым. Мама начинает приучать меня к опрятности и я с пониманием отношусь к ее предложению идти на горшок и не пытаюсь встать с него раньше времени. Естественно, мне не нравиться быть мокрым, и когда мама угадывает подходящий момент, у меня все чаще и чаще получается пописать и покакать в горшок, а не в штаны.


глава 1 * 0-3 мес

глава 2 * 4-6 мec

глава 3 * 7-9 мес

глава 4 * 9-12 мec

ТАБЛИЦЫ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ