ДЕТСКАЯ НЕВРОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХИАТРИЯ
Это территория здоровых нервов и спокойных мозгов! Врачебная информация для родителей, всё рационально, работает по принципам доказательной медицины и здравого смысла

☼ Внимание! Новый канал Аутизм, расстройство аутичного спектра: что делать, где читать, куда идти, как работать   или наберите в поиске мессенджера Телеграм - @nevrolog. Поведенческий невролог и доказательная медицина: чтобы потом не было мучительно жаль впустую потерянных времени, сил и других ресурсов...

☼ Подписывайтесь на канал *Детская неврология, психология, психиатрия   или наберите в поиске мессенджера Телеграм - @nervos. В канале всегда актуальная информация, лучшие статьи, новости и книжные обзоры, группы общения, поддержка, обратная связь

☼ Живое общение, присоединяйтесь!  *Чат родителей и специалистов группы "Дети и нервы" или наберите в поиске мессенджера Телеграм - @nervokid. Обсудить идеи, поделиться информацией о воспитании, обучении, коррекции и профилактики расстройств поведения, получить консультации лучших специалистов

ДЕПРЕССИЯ У ДЕТЕЙ

Христоф Вильгельм Гуфеланд  (1762—1836 гг.) врач - Среди влияний, укорачивающих жизнь, преимущественное место занимают страх, печаль, уныние, тоска, малодушие, зависть, ненависть.


ДЕПРЕССИЯ У ДЕТЕЙ

Это психиатрия упала в детство, или дети впали в психиатрию?

    Все-таки, многие взрослые – мощные эгоисты. В большинстве своем, они считают, что только у них настоящие проблемы в жизни, только они имеют право на «настоящие» тревоги и волнения, только они имеют привилегию заявить – «Ох, как я устал! Ах, кажется у меня депрессия!». По мнению этих взрослых, телесно здоровый ребенок, надежно опекаемый ими, не имеет серьезных забот и неприятностей, у него нет существенных обязательств и ответственности. Следовательно, у малыша нет никаких реальных причин для тревожного расстройства. Тем более, такие взрослые уверены, - ребенок не имеет права на депрессию! Молод еще! «Малыш должен быть веселым и беззаботным, бодрым и жизнерадостным!» - такова их установка. «Мы бодры, веселы!» - таков их девиз.
И если даже, родители видят множество депрессивных признаков, ребенок грустен и печален, плаксив и раздражителен, плохо ест и плохо спит, всегда найдется куча убедительных объяснений этим явлениям, всегда есть уверенность, что это временно, и есть внешние причины, и скоро это пройдет само собой.
    И так, до позднего времени, даже среди детских специалистов, общепринятым было мнение, что у детей, в особенности доподросткового возраста, не может развиться депрессивное расстройство, и только в самом конце 20-го века ученые аргументировано доказали:
а) депрессия у детей, также как у взрослых, точно бывает, даже у самых маленьких
б) детская депрессия встречается нередко
в) депрессивные расстройства в детском возрасте требует вмешательства взрослых специалистов
   
    Позже выяснился еще один интересный факт. Оказывается, ребенок с депрессией совсем необязательно выглядит, как бледное, несчастное существо с огромными грустными глазами, полными горя и слез, которое не ест и не спит, печально страдая в глубоком, безутешном одиночестве. Детская депрессия, особенно в начале своего развития, зачастую, протекает своеобразно,  может проявляться и обычными капризами, и повышенной раздражительностью, негативизмом и гневливостью, вспышками злобы и агрессии, а также познавательными трудностями (проблемы внимания, памяти, умственной работоспособности). Сплошь и рядом, в детской депрессии встречаются проблемы телесного характера – различные виды боли разнообразной локализации (голова, грудь, живот, спина, ноги…), тошнота, вялость, слабость, запоры и т.д.
Тогда становится ясно, почему диагностика депрессии у детей часто бывает затруднена, сопутствующие ей, в изобилии представленные, иные поведенческие, когнитивные, эмоционально-волевые и соматические проблемы размывают и маскируют депрессивный радикал, усложняют идентификацию патологии.


Как заподозрить депрессию  - наиболее важные элементы детского депрессивного расстройства

1.    длительное и значительное изменение настроения – ребенок грустный, печальный, тоскливый, унылый, испытывающий скуку, как в воду опущенный, ворчливый, занудный, недовольный, огорченный, несчастный, тревожный и т.д…
2.    длительное и значительное изменение поведения – снижение активности (странная гиперактивность, двигательное беспокойство), раздражительность, капризы, негативизм, злобность, агрессивность, гневливость, разрушительность…
3.    значительное изменение мышления в области личностных директив и ориентаций – искажение и снижение самооценки, концепция вины и стыда, самобичевание, стеснительность и трусость, деформация самоанализа и рефлексии, ощущение собственной неадекватности и ненужности, пессимизм и прогнозирование персональных неудач, трудность выбора и нерешительность, формирование понятия «слабое звено» - повышенный риск суицида…
4.    значительное нарастание познавательных трудностей - проблемы внимания, памяти, умственной работоспособности, сложности логических операций, снижение успеваемости…
5.    длительные и (или) значительные соматические (телесные) жалобы -  непонятная постоянная слабость, вялость, заторможенность, всевозможные и разносторонние болевые синдромы самой различной локализации (голова, грудь, живот, спина, ноги…), тошнота, головокружение, шум в ушах, субъективные зрительные нарушения, зуд, запоры и т.д…

    В 21 веке частота диагноза депрессии возросла настолько, что ее даже стали поэтично называть психическим насморком. В чем причина «депрессивной пандемии»? Результат более «мягких» диагностических критериев или (и) результат человеческой «эволюции»?

    Достоверных виновников «депрессивной пандемии» в настоящее время пока не найдено, можно только предполагать: постоянно возрастающий, колоссальный,  «неперевариваемый», поток информации;
неизменная лавина набор нескончаемых эмоциональных напряжений и стрессов, жизнь в большом городе, семейные деформации и крушения, алкоголь и наркотики; ко всему прочему, у некоторых детей и подростков добавляется еще один мощный фактор риска - психологически неисправные родители.

    По данным разных авторов преходящие признаки депрессии отмечаются у 95 детей из каждой сотни, и это не болезнь! Но, выраженные и продолженные депрессивные изменения регистрируются примерно у 3-4% младшего возраста, и у каждого пятого-шестого подростка! В таких случаях, длительные депрессивные процессы, несущие реальную угрозу здоровью, отслеживаются не только в качестве реакции на значимый стресс или неприятные происшествия, но и, самопроизвольно, без видимых причин. С каждым годом цифры регистрации детской депрессии только растут, средний возраст первых депрессивных проявлений стабильно уменьшается.

   Но депрессия совсем не психический насморк! Количество попыток и завершенных самоубийств у детей и подростков, страдающих депрессией, в конце 20 - начале 21 века выросло многократно. В научных прогнозах фигурирует 2020 год – самоубийство, по частоте причин смерти, обгонит опухоли, и займет почетное второе место после сердечно-сосудистой патологии.
Кстати, в России за последние двадцать пять лет официально зарегистрировано более миллиона суицидов! А с 2003 года наша страна стала уверенно держится в лидерах по числу самоубийств среди несовершеннолетних (между прочим, и стариков тоже). По данным Роспотребнадзор в 2013 г. Российская Федерация легко покорила 1-е место в Европе по количеству самоубийств среди детей и подростков. За последние годы количество детских суицидов и попыток самоубийств увеличилось на 35–37%.

Вывод один – врага нужно знать в лицо!