ДЕТСКАЯ НЕВРОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХИАТРИЯ
Это территория здоровых нервов и спокойных мозгов! Врачебная информация для родителей, всё рационально, работает по принципам доказательной медицины и здравого смысла

☼ Внимание! Новый канал Аутизм, расстройство аутичного спектра: что делать, где читать, куда идти, как работать   или наберите в поиске мессенджера Телеграм - @nevrolog. Поведенческий невролог и доказательная медицина: чтобы потом не было мучительно жаль впустую потерянных времени, сил и других ресурсов...

☼ Подписывайтесь на канал *Детская неврология, психология, психиатрия   или наберите в поиске мессенджера Телеграм - @nervos. В канале всегда актуальная информация, лучшие статьи, новости и книжные обзоры, группы общения, поддержка, обратная связь

☼ Живое общение, присоединяйтесь!  *Чат родителей и специалистов группы "Дети и нервы" или наберите в поиске мессенджера Телеграм - @nervokid. Обсудить идеи, поделиться информацией о воспитании, обучении, коррекции и профилактики расстройств поведения, получить консультации лучших специалистов

ТЕЛЕВИЗИОННАЯ И КОМПЬЮТЕРНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ У ДЕТЕЙ

Опросники интернет-зависимости, проверьте себя, посмотрите на своих детей!


О детях, потерянных в экране - Приятная картинка монитора, умеет быстро растворять мозги...

Умов убийца приятный и удобный, веселый и красивый -
Телевизионное и компьютерное пристрастие в детском возрасте
Универсальный растворитель детских  мозгов или Здравствуй картинка,  - реальность, прощай!

 Все мы немного зависимы…

Попробуйте ответить на несколько простых вопросов о своем ребенке


     1.    Он очень-очень любит смотреть телевизор, «сидеть в интернете» и играть в компьютерные игры?
     2.    Его желание заниматься этим действительно крайне сильно, его непреодолимо тянет к телевизору или компьютеру? Ему хочется смотреть мультфильмы или играть в компьютер все больше и больше? У него желание постоянно увеличивать время общения с ТВ или ПК.
     3.    Вам и вашему ребенку сложно или невозможно контролировать его поведение в части просмотра ТВ или общения с компьютером?
     4.    Ребенок испытывает явный душевный дискомфорт, у него портится настроение или даже самочувствие, когда Вы ограничиваете или лишаете его контактов с ТВ или компьютером?
     5.    Контакт или даже перспектива контактов с ТВ и ПК значительно улучшает настроение ребенка? С помощью ТВ или ПК легко удается контролировать поведение ребенком (накормить, успокоить, выполнить просьбу …), влиять на его настроение и самочувствие?
     6.    У ребенка отсутствуют или постепенно сужаются сферы других интересов (общение с родителями и сверстниками, спорт, книги, хобби т.д.)?

     Если один, несколько, или все ответы утвердительные, нужно хорошенько задуматься: а не страдает ли ваш ребенок телевизионной или компьютерной зависимостью?
     Зависимость (подчиненность, связанность,  несвободность) - связанность явлений, предопределяющая их существование; подчинение чьей-нибудь воле, обусловленность чьего-нибудь поведения волей кого-нибудь  (… толковые словари Ожегова и Ушакова).

     По большему счету, каждый человек, ребенок или взрослый, имеет зависимости. И это нормальные взаимосвязи: есть абсолютные, физиологические (химические) зависимости (воздух, вода, еда и т.д.), есть относительные, психологические, поведенческие – любовь, общение, ощущение безопасности, познавательная деятельность и т.д.
     Но, у людей встречаются, и очень часто, другие зависимости, патологические. Термин «зависимость» стал официально использоваться с 1964 г., взамен терминов "пристрастие" и "привыкание"  (Комитет экспертов ВОЗ).
     Сначала речь шла  о химической зависимости, связанной с употреблением алкоголя, табака или других психоактивных веществ. Главным описательным критерием такой зависимости было мощное, скорее даже, неукротимое, стремление к употреблению алкоголя, табака или других психоактивных веществ. Таким образом, в психиатрических науках, расстройство зависимости характеризуется сочетанием физиологических и поведенческих явлений, когда употребление психоактивного вещества (алкоголь, табак, лекарство, наркотики и другие химические соединения) занимает наибольшую часть в системе человеческих ценностей, деформируя и вытесняя нормальные формы поведения.

     Так вот, все 6 вопросов, написанные выше, относятся к диагностическим критериям синдрома зависимости. И если с химическими зависимостями (алкоголь, табак и другие наркотики) и нехимическими (азартные игры, трудо- шопоголизм, зависимость от межличностных отношений, и т.д.) все давно ясно, то опасность болезненных влечений к телевизору или компьютеру, особенно, в  детском возрасте (вариант поведенческих зависимостей) в настоящее время существенно недооценивается.

     Давайте немного пофантазируем: папа отобрал у своего 15-летнего сына пачку сигарет, а тот в ответ закатил гневливую истерику; мама лишила подростка карманных денег и категорически запретила ему покупать и пить пиво, в ответ, получив изрядную порцию ярости и буйства.
     Вам кажется это смешным и нереальным? Невозможно? В жизни так не бывает?

     - Допустим. А если в ужасную истерику впадает 2-летний карапуз, когда у него выключают телевизор? А если пребывает в панике и страшном горе детсадовец, у которого отобрали планшет или смартфон? А если в чудовищном гневе мечется по квартире, круша все на своем пути пятиклассник, которому запретили играть в компьютер.
     А это возможно? А это реально? А разве так в жизни не бывает?


Телемания, мобильная и компьютерная зависимость - что для ребенка более вредно?


     Современный термин «патологическое использование телевизора у детей» (PTUC - pathological television use in children), довольно точно характеризует зависимое болезненное влечение ребенка к телевизору, при котором встречаются все признаки поведенческой зависимости.

     •    Желание ребенка находится у голубого экрана постоянно и значительно, его непреодолимо тянет к телевизору, ему хочется постоянно увеличивать время контакта с ТВ.
     •    Родителям или самому ребенку сложно или невозможно контролировать свое поведение в части просмотра ТВ
     •    Ребенок испытывает явный душевный дискомфорт, у него портится настроение или даже самочувствие, когда родители ограничивают или лишают его контактов с ТВ.
     •    Просмотр или даже перспектива просмотра ТВ значительно улучшает настроение ребенка. Преимущественно, только с помощью ТВ легко удается контролировать поведение ребенка (накормить, успокоить, выполнить просьбу …), повлиять на его настроение и самочувствие.
     •    Вне времени контакта с телевизором, при лишении телевизора у ребенка появляются или усиливаются негативные эмоции (плохое настроение, плаксивость и раздражительность, агрессия, скука и апатия, невозможность себя занять и т.д.). Не правда ли, похоже на абстинентное состояние? Ломка? Синдром отмены? (abstinentia – воздержание, лат.)
     •    У ребенка постепенно сужаются или совсем отсутствуют сферы других интересов (общение с родителями и сверстниками, спорт, книги, хобби т.д.).
     •    Развивается социальная дезадаптация (нарушается поведение и познавательная деятельность в детском коллективе и дома, формируется непослушание, ухудшаются коммуникативные способности и т.д.)

Хотя телемания до сих пор еще не является общепризнанной медицинской и психологической проблемой, но вред ее, несомненно существует, и родители должны быть информированы об этом. Возможно, именно в детском возрасте, формирование телевизионной зависимости разной степени выраженности (патологическое использование телевизора у детей - pathological television use in children - PTUC) в дальнейшем служит благотворной почвой для развития компьютерной – зависимости (интернет-аддикция и компьютерный гэмблинг).

Компьютерная зависимость

Обожаю интернет! Да, зависим, почему бы и нет!?

     Компьютерная зависимость (виртуальная зависимость, интернет-привязанность, нетаголизм, интернет-аддикция, вебоголизм, патологическое использование компьютера» /PCU - pathological computer use/)  – вещь намного более неприятная и опасная чем телевизор. Возможности «заражения зависимостью» у компьютера, в частности у интернета и компьютерных игр гораздо более мощные, и приближаются по своей силе к химическим пристрастиям! В сравнении с взрослыми, у детей и подростков стихийное и бесконтрольное использование компьютерного прогресса намного быстрей и легче приводит к развитию компьютерной зависимости.
     Немного цифр: частота эмоциональных расстройств, в частности тревожных и депрессивных, выше в группе интернет-зависимых в 4-6 раз; чаще встречается суицидальные попытки в структуре депрессивных расстройств у интернет-зависимых старшеклассников. Вероятность социальных неудач прямо пропорциональна тяжести интернет-зависимости, при этом значительно (в 5-10 раз!) возрастают шансы развития химических зависимостей, опасность злоупотребления алкоголем, наркотиками становится очень реальной.

     Дети и подростки, склонные, или, уже имеющие интернет-зависимость, нередко  имеют определенные, схожие личностные характеристики:
     •    Неуверенность в себе, признание собственной неполноценности,  снижение самоуважения, субъективное приумножение своих недостатков или «награждение» себя воображаемыми дефектами (истинная или «предохранительная» заниженная самооценка),
     •    Неудовлетворенность жизнью, нереализованные потребности (например, у подростков стремление к общению!), чувство неуспешности на фоне мощных, неосуществленных влечений и желаний (фрустрация)
     •    Ощущение своей покинутости и одинокости, унылость и подавленность, зажатость, тревожность и внутреннее эмоциональное напряжение (депрессивно-тревожные особенности)
     •    Нелюдимость, замкнутость и застенчивость, проблемы естественного общения (коммуникационные трудности)
     •    Широкое использование, в качестве психологической защиты, умозрительных, логических аргументов подавления своих переживаний (интеллектуализация)

    Из истории вопроса

     Еще в далеком 1995 г. американский психиатр Айвен Голдберг (I. Goldberg), шутливо, но очень прозорливо, предложил термин   «Internet Addiction Disorder» (IAD),  - интернет-зависимость, или расстройство поведения с нарушением самоконтроля, не сходное по своей структуре с наркотической зависимостью, но значительно, и в основном, отрицательно влияющее на все сферы человеческой жизни (нарушения в социальной, эмоциональной и познавательной сферах).
     Другие, широко используемые в наши дни термины компьютерная зависимость и «патологическое использование компьютера» (PCU - pathological computer use), подразумевают более расширенное толкование проблем нерационального и безрассудного, максимально напряженного использования компьютера, нарушающих социальную адаптацию и коммуникацию, приносящих заметное разрушение психического и физического благополучия.
     Особенно часто компьютерная зависимость сопровождается компьютерной игроманией (патологический компьютерный гэмблинг) и встречается у людей с болезненной психологической трудозависимостью (трудоголизм).
     Начало формирования компьютерной зависимости довольно легко проследить, и первой «ласточкой» является беспрестанное и неотступное желание лишний раз заглянуть в свой электронный почтовый ящик. Далее, время, проведенное в сети или за компьютерной игрой, начинает увеличиваться в геометрической прогрессии, возникает "липкое" ожидание очередного интернет-погружения.

     Наибольшую опасность патологическое использование компьютера представляет для детей и подростков. Этому способствуют особая прелесть и привлекательность «сетевого блуждания» и компьютерных игр. В борьбе за привлекательность и удовольствие, интенсивное напряжение основных органов чувств (зрение, слух, двигательные ощущения) в сочетании с высочайшей жизненной правдоподобностью компьютерной игры практически всегда выигрывает у обычной «серой» жизни…

     •    Практически неистощимые информационные источники любых сведений и справок
     •    Безграничный свободный доступ к всевозможным виртуальным играм и развлечениям
     •    Анонимность обширных межличностных отношений, свободный, легкий выбор любых комфортных лиц для приятного виртуального общения и времяпрепровождения, непринужденный разрыв старых связей и мгновенное формирование новых контактов,
     •    Легкая возможность воображаемого осуществления практически любых замыслов, прихотей и «криков души», почти реальное воплощение в виртуальной жизни своих самых сокровенных стремлений.
     •    В игре реалистическое ощущение своей значимости  и геройства (роль супермена, колдуна, мудреца и пр.), наличие самых разнообразных эмоциональных окрасок своих действий, практический контроль виртуальной, но эмоционально значимой, ситуации.
     •    Переживание опасностей виртуальных с накалом реальных страстей, допустимость безболезненного устранения любых неприятностей – нужно только «сохраниться», «отмотать время назад», «переиграть» и т.д.
     •    Получение любого виртуального вознаграждения (игровой бонус, премия, «здоровье», «оружие») – новая, удивительно приятная, эмоция приобретения. Блестящее преодоление нового уровня в игре, благополучное завершение всей игры – ощущение реального жизненного успеха. Настоящие яркие эмоции в иллюзорной видимости общения с реальностью.
     •    Предварительно благосклонная реакция родителей – ребенок «занят делом», «вырабатывает усидчивость и развивает внимательность», «знакомиться с новыми технологиями», «огражден от пагубного влияния улицы, находится дома, под присмотром»,  и т.д.



     Компьютерная зависимость («патологическое использование компьютера» - pathological computer use in children), или зависимое болезненное влечение ребенка к компьютеру, в полном объеме имеет все, ярко представленные, типичные признаки поведенческой зависимости.

     •    Постоянное и выраженное желание ребенка (подростка) находится у включенного компьютера, неудержимая тяга к компьютеру, азартное стремление непременно увеличить время «общения» с компьютером, разумное распоряжение свободным временем исчезает
     •    Родителям и самому ребенку (подростку)  сложно или невозможно контролировать свое поведение в области «общения» с компьютером, редкие, робкие и малодушные старания подростка и его родителей «снизить накал общения с компьютером» заранее и однозначно обречены на провал.
     •    Ребенок (подросток)  испытывает явный душевный дискомфорт, у него серьезно портится настроение или даже самочувствие, когда родители ограничивают или лишают его контактов с компьютером;
     •    Контакт или даже перспектива контакта с компьютером красноречиво улучшает настроение ребенка (подростка). Большей частью или всегда, только с помощью компьютера легко удается контролировать поведение ребенка (сделать уроки, убраться в комнате, лечь спать просьбу …), повлиять на его коммуникацию, настроение и самочувствие.
     •    Вне времени контакта с компьютером у ребенка (подростка) появляются или усиливаются негативные эмоции (депрессивные реакции, обидчивость и раздражительность, агрессия, скука, хандра и апатия, невозможность себя занять и т.д.). Не правда ли, похоже на абстинентное состояние? Ломка? Синдром отмены? (abstinentia – воздержание, лат.)
     •    У ребенка (подростка) постепенно сужаются или совсем пропадают сферы других интересов (общение с родителями и сверстниками, спорт, книги, хобби т.д.). Появляются виртуальные друзья (и это не обязательно ровесники, и даже не люди). Настоящий интерес в глазах ребенка зажигается только при обсуждении околокомпьютерных тем.
     •    Большинство мыслей и желаний, свободные деньги и незанятое время посвящается компьютеру (неутолимая, навязчивая жажда новой информации (инфомания!); покупка новой игры, программы или компьютерного журнала, апгрейд «железа» и т.д.)
     •    Нарушение режима сна и бодрствования, игнорирование физических нагрузок, правильного питания и личной гигиены
     •    Физическое ухудшение здоровья (утомляемость, истощаемость, ожирение или потеря веса, головные боли, расстройство желудочно-кишечного тракта, боли в спине, сердце, нарушение зрения, конъюнктивиты и т.д.)
     •    Специфический дефект – кистевой туннельный синдром (синдром карпального канала - (CTS) Carpal tunnel syndrome, современное название «травма вследствие постоянной нагрузки» (Repetitive Strain Injury (RSI): хронические, блуждающие или локализованные боли в руке, онемение, зуд, «мурашки», опухание суставов и т.д. Кстати, во всем мире развитие синдрома RSI, связанная с профессией считается профзаболеванием, со всеми вытекающими оплатами и льготами.
     •    Развивается социальная дезадаптация (ухудшается поведение и познавательная деятельность в школе и дома, нарастает агрессия, развивается непослушание и безответственность, нарушаются правила и запреты взрослых, ухудшаются коммуникативные способности и т.д.)
     •    Количество неискренности и вранья в общении с родителями, учителями и другими взрослыми, особенно в области своего компьютерного пристрастия,  резко увеличивается.
     •    В конце концов, края реальной и воображаемой жизни постепенно растворяются, формируется «виртуальное» отношение к реальности – всегда можно «сохраниться», найти «здоровье», начать «жизнь» заново, вернуться на прежний уровень или «переиграть» случившееся.
     •    Происходит деформация или полная потеря связей с окружающим миром: реальность безразлична или даже, опасна, вся жизнь уходит в виртуальный мир. Особенно легко это происходит у детей с аутичными или шизоидными чертами личности.
         В тяжелых случаях заканчивается все искажением или  утратой биологических инстинктов (начиная с познавательного и сексуального инстинктов, заканчивая пищевым, и инстинкт самосохранения.

     Интернет здесь и сегодня, паутина везде и всегда!

     В настоящее время отмечается катастрофически прогрессирующее увеличение частоты патологического использования компьютера у детей. Например, в зависимости от страны, сейчас у каждого второго-третьего! старшеклассника наблюдаются те или иные проявления компьютерной зависимости.

     Выделяют  следующие основные варианты патологического использования компьютера, который выступает в роли высокотехнологического инструмента воплощения в жизнь разнообразных поведенческих зависимостей.

     1.    Патологическое участие в азартных интернет-играх (сетевой гемблинг, нетлудомания, интернет-тотализатор, лотерея и т.д.).

     2.    Неадекватное использование интернет-коммуникации (зависимость от виртуальных межличностных отношений - социальные сети, форумы, чаты, конференции и т.д.)

     3.    Бездумное блуждание по сайтам самой разной тематики, бесцельный новостной серфинг, навязчивое копание в базах данных, бессмысленное  скачивание ненужных книг, статей и т.д.

     4.    Нездоровое увлечение покупками в интернет-магазинах, ненормальный интерес к он-лайновым аукционам (интернет-шопоголизм).

     5.    Болезненное пристрастие к виртуальному любовному общению и сексу , "сетевой эротоголизм", "нетсексоголизм" (виртуальные любовные отношения, зависимость от порносайтов, муссирование сексуальных мотивов в ячейках «для взрослых» и т.д.)

     6.    Навязчивое, противоестественное влечение к самому процессу «общения с компьютером»  - компьютерный трудоголизм (например, программирование и другие работы за компьютером)


     Для детей и подростков более характерны первые три варианта, у взрослых – любые из вышеперечисленных.

Опросники интернет-зависимости, проверьте себя, посмотрите на своих детей!



Телефономания
- Если телефоны так вредны для здоровья,
а давайте пожертвуем нашим спокойствием
 и безопасностью наших детей, и заберем у них мобилы?
- Отлично! Давайте купим им мощные военные  рации!
(Подслушано на родительском собрании)


     Из опросов - более половины взрослых готовы отказаться от своего мобильного только с применением «внешнего насилия», и скорее, пожертвуют другим благами прогресса, чем своим телефоном. В настоящее время нет достаточного объема серьезных исследований на тему телефономании, соответственно говорить о наличие достоверных статистических данных пока рано. Но, у взрослых частота телефономании составляет не менее 8-10%, скорей всего, у детей старшего возраста и подростков столько же, или намного больше. Не отстают и младшие школьники, теперь мобильные есть у всех, и первоклашка с последней моделью телефона «Си-4» или «Ай-5», стоимостью в одну учительскую месячную зарплату, вызывает искреннее уважение не только у сверстников, но и педагогов.

     Современный мобильный телефон (смартфон) – это самый     настоящий компьютер с любыми интернет-возможностями. И все вышесказанное о компьютерной зависимости, интернет-аддикции, также относится к мобильному телефону (смартфону). Но даже самый примитивный мобильный телефон (не компьютер), который  умеет только «звонить» и отправлять СМС-сообщения,  может представлять для ребенка реальную опасность.
     Не менее редкая, и совсем небезобидная, зависимость - патологическое использование мобильного телефона (PPU - pathological phone use), или телефономания (зависимое, болезненное влечение к мобильному телефону), характеризуется всеми признаками поведенческой зависимости.

     Итак!
     •    Постоянное желание ребенка (подростка) иметь при себе включенный телефон (даже в ванной и туалете, само собой и ночью под подушкой), неотвязное стремление всегда «быть на связи», «у аппарата», «on-line», беспрерывная, навязчивая проверка пропущенных звонков и смс-ок  (не только днем, а даже, просыпаясь ночью).
     •    Неудержимая тяга к телефону, мобильный всегда в руках у ребенка (подростка), громкость сигнала вызова максимальная и боязнь положить телефон в карман или сумку, -  «а вдруг не услышит звонок». Непрерывные звонки без мотива, получение и отправление СМС без причины, стремление непременно увеличить время «общения» с телефоном, адекватное распоряжение свободным временем исчезает, бесконечные телефонные разговоры, родителям и самому ребенку (подростку)  сложно или невозможно контролировать свое поведение в области «общения» с телефоном, желание просто прикоснуться лишний раз к телефону.
     •    Ребенок (подросток)  испытывает явное беспокойство и тревогу, у него ухудшается настроение, когда разряжается телефонный аккумулятор, ломается или теряется телефон, на счете заканчиваются деньги, родители запрещают «болтать по телефону»; у многих даже кратковременная «потеря телефона» приравнивается к вселенской катастрофе («лишиться телефона все равно, что потерять руку!»)
     •    Ощущение доступности телефона, разговоры по телефону, отправка и получение СМС, просмотр фото, видео, прослушивание музыки на телефоне, а также, фотографирование и запись видеороликов с помощью телефона заметно повышают настроение ребенка (подростка). С помощью угроз лишения телефона легко удается контролировать поведение ребенка (сделать уроки, убраться в комнате, лечь спать просьбу …), повлиять на его коммуникацию, настроение и самочувствие.
     •    Вне времени контакта с телефоном, при лишении телефона у ребенка (подростка) появляются негативные эмоции (депрессивные реакции, обидчивость и раздражительность, агрессия, скука, хандра и апатия, невозможность себя занять и т.д.). Не правда ли, похоже на абстинентное состояние? Ломка? Синдром отмены? (abstinentia – воздержание, лат.)
     •    Большинство мыслей, свободные деньги и незанятое время посвящается общению по телефону (постоянное ожидание звонка или СМС, пополнение телефонного счета, смена модели телефона, покупка нового чехла или защиты экрана, закачка нового рингтона и экранной темы. Любимый предмет разговоров  - только кибермобильные новости (достоинство и престижность свежей модели телефона или преимущество нового тарифного плана). Страх отстать от прогресса, упустить новейшие техновозможности, боязнь нарваться на критику ровесников по поводу «отстойной модели». Мечта о «самом-самом» телефоне: самый быстрый процессор, самый лучший экран, самая крутая фотокамера и т.д.
     •    Необходимость коммуникации, интерес к общению с ровесниками реализуется только через телефонные разговоры, в особенности, через СМС-переписку. Реальные межличностные отношения (и даже любовные!) практически полностью заменяется СМС-коммуникацией. Преимущества личного диалога и очного свидания меркнут перед удобством и привлекательностью  телефонной беседы и СМС-разговора
     •    Нарушение режима сна и бодрствования, игнорирование физических нагрузок, правильного питания и личной гигиены
     •    Физическое ухудшение здоровья (утомляемость, истощаемость, ожирение или потеря веса, головные боли, расстройство желудочно-кишечного тракта, боли в спине, руках, сердце, нарушение зрения, конъюнктивиты и т.д.).
     •    Специфический дефект - формирование «СМС-пальца» (травма вследствие постоянной нагрузки - Repetitive Strain Injury (RSI): боли в суставах и мышцах, воспаление сухожилий вследствие огромного количества стереотипных, быстрых и нефизиологических движений пальцами). Кстати, «СМС-палец» имеет богатую историю: он прошел славный путь от «пальца Nintendo» девяностых до современного «пальца PlayStation» и гордого «офисного пальца Blackberry»



Опросники интернет-зависимости, проверьте себя, посмотрите на своих детей!
Продолжение следует >>>