ДЕТСКАЯ НЕВРОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХИАТРИЯ
Это территория здоровых нервов и спокойных мозгов! Врачебная информация для родителей, всё рационально, работает по принципам доказательной медицины и здравого смысла

☼ Внимание! Новый канал Аутизм, расстройство аутичного спектра: что делать, где читать, куда идти, как работать   или наберите в поиске мессенджера Телеграм - @nevrolog. Поведенческий невролог и доказательная медицина: чтобы потом не было мучительно жаль впустую потерянных времени, сил и других ресурсов...

☼ Подписывайтесь на канал *Детская неврология, психология, психиатрия   или наберите в поиске мессенджера Телеграм - @nervos. В канале всегда актуальная информация, лучшие статьи, новости и книжные обзоры, группы общения, поддержка, обратная связь

☼ Живое общение, присоединяйтесь!  *Чат родителей и специалистов группы "Дети и нервы" или наберите в поиске мессенджера Телеграм - @nervokid. Обсудить идеи, поделиться информацией о воспитании, обучении, коррекции и профилактики расстройств поведения, получить консультации лучших специалистов

СИНДРОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ (СДВГ) У ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ


Ключевые слова: синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) у детей и взрослых, гиперкинетическое расстройство поведения, гиперкинетический синдром детского и подросткового возраста, нарушение активности и внимания, гиперкинетическая реакция детского и подросткового возраста; синдром невнимательности, импульсивности, гиперактивности (СНИГА)

СНИГА (СДВГ) – что это, когда появляется и почему это проблема?
Адресуется и посвящается …
прогрессивным родителям, которые «вычитали в интернете»,
что диагноза СДВГ не существует, и что их «белого и пушистого» ребенка пытаются залечить злые психиатры…
 а также, специалистам и школьным учителям, которые убеждены, что СДВГ – самое распространенное проклятие современных школьников, которое может быть исправлено поголовным приемом волшебных таблеток...


     Сначала лирическое отступление, начну с конца … Для невролога-исследователя московские дороги представляют колоссальный интерес, этот гениальный природный эксперимент, в котором, как под электронным микроскопом, проявляются и усиливаются многие нервные расстройства...
     Чтобы весело и с пользой провести время в пробке, когда в следующий раз Вы будете стоять на светофоре, не спешите, оглянитесь вокруг. Обязательно увидите рядом с собой одну или несколько машин, которые каждые 2-3 секунды газуют на месте, каждый раз, победоносно продвигаясь вперед на несколько заветных сантиметров. Затем, они резко срываются с места, как только возникает легкое ощущение рождения «зеленого» и появляется «светло-розовый» сигнал светофора.
     Посмотрите вперед, - разумеется, увидите перед собой не менее 3-4 автомобилей, которые стремительно заканчивают проезд перекрестка даже не на мигающий желтый, а на продолжительный красный сигнал. Если Вы не за рулем, и передвигаетесь по относительно свободной многополосной дороге, то, в любом случае, каждые 50 метров будете замечать игроков «в пятнашки». Такие водители не умеют больше одной минуты ехать в одной полосе, при свободных других. Ну так они ни в чем не виноваты, просто каждые 60 секунд, в одном месте, у них включается «игла-будильник», и неумолимая сила заставляет их перескакивать из ряда в ряд. Еще одна особенность таких водителей, у всех стоит ограничитель «низкой скорости», они физически не переносят медленную езду. Даже если нет абсолютно никакой спешки, такая врожденная непереносимость маленькой скорости неудержимо вынуждает их, не взирая на знаки, выжимать из своего железного коня максимальную скорость. Именно для таких водителей на заднее стекло своей машины некоторые остроумцы наклеивают добрый призыв-лозунг «спешишь – перепрыгни». Знакомые водители, не правда ли? Их много, не так ли? Всем известно, подавляющее большинство аварий происходит по причине торопливости, импульсивности и невнимательности!


     Но, не будем кидаться ярлыками и диагнозами, а плавно перейдем к истокам. Вам, и окружающим, кажется, что ваш ребенок находится в постоянном движении, и секунды не сидит на месте? Он похож на «электровеник», и у него в одном месте точно спрятано огромное, острое шило? А может быть, его руки, ноги, туловище, голова живут своей собственной жизнью, находясь в бесконечном перемещении в поисках смысла жизни? А если еще, при этом, на поведение вашего дитя жалуются воспитатели в детском саду, учителя в школе, родители других детей и ваши родственники?
     Ну что же, не исключено, что ваш ребенок имеет двигательную расторможенность и по праву может быть причислен к многоликой и бесчисленной компании гиперактивных детей.
     А вдруг, вдобавок, выясняется, что ваш ангел, практически всегда, сначала говорит и делает, а потом думает? Терпение – не его достоинство? И наконец, в довершение всего, он невнимателен и рассеян, моментально отвлекается, неизменно все теряет и забывает?
     Ничего не попишешь, возможно, в компании других гиперактивных детей он занимает «почетное» место в группе импульсивных и невнимательных деток.
     Проблема очень частая, временами крайне серьезная, местами очень тягостная, мешающая жить ребенку и окружающим… Но, проблема нередко надуманная, модная, частенько удобно-рентабельная… И где же истина? Да как обычно, где-то в центре, рядом, за углом …
     Как же простому родителю, без психомедицинского образования, хотя бы, сориентироваться в море медицинских диагнозов психолого-педагогических заключений?    
Примерно так, если:
A.    Есть весомые доказательства существования постоянных (не менее полугода) проблем в обучении, коммуникации и социальной адаптации, истоки которых в виде невнимательности, импульсивности, гиперактивности, стали заметны еще в дошкольном возрасте.
B.    Проблемы мало или совсем не связаны с окружающей обстановкой (заметны не только в школе, садике, но и дома, в гостях, на тренировке, в кружке и т.д.).

Итак, подозревать гиперактивность и импульсивность можно и нужно, если ребенок очень часто, не по своему возрасту –

1.    Всегда в беспокойстве, и не способен участвовать в мирных играх и спокойных занятиях
2.    Моментально возбуждаемый, «легковоспламеняющийся», «взрывоопасный», «разрушительный» и т.д.
3.    Практически не может сидеть, стоять или лежать без движения (крутится, ерзает, суетится, елозит, перемещается в пространстве и т.д.), особенно в обстоятельствах, требующих некоторой неподвижности
4.    Его руки, ноги, да и другие части тела находятся в постоянных, лишних движениях, даже если сам ребенок остается на месте («руки чешутся», «свербит в ногах», «в спине моторчик», «иголка в попе», и т.д.)
5.    Говорлив и словоохотлив, («балабон и тарахтелка», сначала говорит, а потом думает, или наоборот, «мысли летят быстрее слов»)
6.    Шумлив, его постоянно сопровождают ненужные, посторонние шумы и звуки, галдеж, гам, тарарам и т.д.
7.    Вечно лезет не свои дела, ко всем пристает, не дает возможности разговаривать взрослым, играть другим детям, все внимание окружающих «замыкает» на себе
8.    Не доводит до конца, более или менее сложную, точную последовательность своих запланированных действий; часто «скачка идей и желаний», «прыжки» с одного дела на другое, выполнение работы хаотическое, «с пятого на десятое».
9.    Не предвидит эффектов своих выходок или правильно не может оценить результатов своих поступков, «сначала делает, а потом думает»
10.    Нетерпелив, в любом случае, не может дожидаться своей очереди, не хватает выдержки досидеть до конца занятия, урока; ответ выпаливает в процессе вопроса, без обдумывания

Подозревать невнимательность можно, если ребенок, очень часто, не по своему возрасту –

1.    Задумчив и мечтателен, «витает в облаках», глубоко уходит и «зависает» в своих мыслях, не «слышит» и пропускает мимо ушей обращение окружающих, «разиня» (внимание: иногда так маскируется и выглядит более серьезная неврологическая патология!)
2.    Моментально отвлекается и легко перескакивает на другое занятие, не умеет соответственно возрасту концентрировать и удерживать внимание. Чтобы получить желаемый результат, приходиться повторять просьбу не менее 3-4 раз (обычно, раз сто-двести). При этом, после многократных повторений, все равно может переспросить и уточнить суть проблемы»; и даже после этого нет никаких гарантий в точности и своевременности выполнения инструкций.
3.    Показывает максимальную продуктивность занятий только при наибольшей мотивации, если получилось его увлечь и заинтересовать предметом изучения, обычно в группе 3-4 детей или один на один с учителем. Четкое ухудшение результатов при выполнении монотонной работы, которая представляется ребенку сложной и унылой.
4.    Во время игр, занятий тяжело переключается на выполнение других просьб или требований, не может  своевременно затормозить, закончить работу в срок
5.    Быстро и легко все забывает (в особенности, с его точки зрения малоинтересную информацию), «в одно ухо влетело, в другое вылетело»
6.    Не может правильно организовать, соответственно возрасту, свое пространство, быт, игры и т.д., «неряха»
7.    Постоянно теряет вещи, родители все время обнаруживают пропажу игрушек, предметов одежды и пр., («растяпа и растеряха», «человек рассеянный, с улицы Бассейной»)

     При подтверждении своих подозрений (если примерно две трети или даже три четверти вышеперечисленных признаков написаны явно про вашего ребенка) необходимо обратиться к специалисту.
К сожалению, довольно часто гиперактивность, импульсивность и  невнимательность сочетаются с другими проблемами и особенностями ребенка.  В середине 20 века это называлось - Минимальная церебральная дисфункция (ММД). Он может:

1.    Быть неповоротливым и неловким в движениях, «руки как крюки», «слон в посудной лавке», притягивающий к себе травмы и несчастные случаи, как магнит
2.    Иметь тетрадки, написанные «как курица лапой»; плохой почерк особенно виден в ускоренном темпе работы (дома, при постоянном мамином контроле, не спеша, почерк значительно улучшается); обладать другими специфическими расстройствами школьных навыков (чтение, счет).
3.    Моментально засыпать, спать очень крепко, но беспокойно: «разбрасываться и  метаться по кровати», падать с нее, разговаривать, смеяться и вскрикивать во сне. Общее количество сна заметно меньше, чем у сверстников.
4.    Любить друзей, без проблем их приобретать, но ненадолго. Он задира и забияка, дразнит друзей, бывает с ними груб и даже агрессивен, прямолинеен и не воспринимает намеков,  не ориентируется в тонкостях ситуации; при этом искренне недоумевает, почему с ним никто не хочет дружить
5.    Нередко находится в тревоге и депрессии, иметь пониженную самооценку
6.    Проявлять иную психосоциальную незрелость (инфантилизм): «клоун», «шалун», «хулиган», «неуправляемый», реакции оппозиции и самоизоляции.

     Таким образом, надо полагать, в настоящее время у детей синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) является одной из частых причин реального беспокойства и расстройства родителей; проблема поведенческих и познавательных нарушений, значительно мешающая жить ребенку и окружающим. СДВГ состоит из трех частей, трех источников огорчений: невнимательность, импульсивность, гиперактивность (более правильная и полная аббревиатура – СНИГА, синдром невнимательности, импульсивности, гиперактивности). В большинстве случаев СНИГА тесно сплетается другими психологическими проблемами: эмоционально-волевая и социальная незрелость, расстройство письма, чтения, счета, тревога, депрессия, заниженная самооценка и пр.

     В России используют МКБ-10,  диагностические критерии СДВГ (F90/ Гиперкинетические расстройства) делятся на 3 группы: «Невнимательность» (9 симптомов), «Гиперактивность» (5 симптомов) и «Импульсивность» (4 симптома). Точный диагноз СДВГ устанавливается при  доказательстве существования не менее 6 проявлений из 1-ого раздела, не менее 3-х – из второго, хотя бы 1 – из третьего, которые бы сохранялись на протяжении как минимум 6 месяцев.  Руководство американских психиатров (DSM-IV, [10]) определяет диагноз СДВГ с помощью наличия шесть из девяти критериев дефицита внимания или шесть из девяти критериев гиперактивности и импульсивности.

    Среди великого множества видов синдрома невнимательности, импульсивности, гиперактивности (СНИГА /СДВГ/) обычно выделяют три основных варианта:

I.    Дефицит внимания – преимущественно проявляется в виде трудностей обучения, недостаточной степенью усвоения школьных знаний. Нередко сочетается с тревожно-депрессивными реакциями и заниженной самооценкой, (вероятно, чаще встречается у девочек);
     Мало доказать, что ребенок невнимателен, нужно обязательно уточнить уровень и механизм расстройства внимания. Интересный факт: по сравнению с обычными детьми, объем внимания (количество объектов, которые четко восприняты и анализируются одновременно) у детей с СДВГ может быть не снижен, избирательность внимания (способность не отвлекаться, и концентрироваться на определенных потоках информации) не обязательно страдает. Если занятие интересно и увлекательно, избирательность внимания и объем внимания волшебным образом резко улучшаются.
     Основная проблема внимания при СНИГА (СДВГ) заключается в отсутствии или нехватке непрерывности внимания, (умении концентрироваться в течение длительного времени).  И это есть самая важная оценка СНИГА (СДВГ). Таким детям сложно сохранять на должном уровне длительное мыслительное напряжение во время игры, учебного процесса или других занятий. Утомление внимания, нарастание отвлекаемости и потеря интереса происходит особенно быстро, если дело касается повторной и скучной, с их точки зрения, работы.

II.    Импульсивность и гиперактивность (наиболее часто встречается у мальчиков) – проявляется, в основном, в виде поведенческих расстройств, нарушением коммуникации и социальной адаптации (агрессия, разрушительное поведение и т.д.). Нередко присутствует школьная неуспеваемость.
 

Выявляют два варианта дефицита контроля импульсов:
     познавательная (когнитивная) импульсивность – проблемы в мыслительной (учебной) деятельности: не доведение до конца последовательности своих запланированных действий; «скачка идей и желаний», спешка и необдуманность, «прыжки» с одного дела на другое, выполнение работы хаотическое и дезорганизованное, «с пятого на десятое»
     поведенческая импульсивность - проблемы в бытовой и социальной деятельности: непредвидение эффектов своих выходок,  неадекватная оценка результатов своих поступков, «сначала делает, а потом думает», дефицит контроля импульсов своих побуждений и стимулов, неспособность подавления спонтанных реакций,
На снижение школьной неуспеваемости оказывают серьезное влияние оба варианта импульсивности, но,  именно поведенческая импульсивность при СДВГ, дефицит контроля импульсов своих побуждений и стимулов, неспособность подавления спонтанных реакций, соответственно  биологическому возрасту, формирует базу для развития социальной дезадаптации. И тогда, например, внешне это будет выглядеть оппозиционно-вызывающим расстройством поведения.

III.    Смешанный, комбинированный вариант - невнимательность, импульсивность и гиперактивность присутствуют, примерно, в равных пропорциях, объединяет первые 2 варианта.


>>> часть третья - Стандарты лечения СНИГА (СДВГ); поведенческая терапия и модификация поведения при СНИГА (СДВГ); работа с родителями и педагогами, план обучения, рекомендации по обучению; медикаментозная терапия СНИГА; медико-социальные проблемы СНИГА  (социальное и школьное благополучие, семья и школа, работа, ровесники); правовые вопросы СНИГА (СДВГ)



Комментарии посетителей:
15.03.2012 01:14 zd-bectbu
Ценные слова, хотя бы теперь знаю, что с моим мужем!
11.03.2012 16:01 ngpkuot
Прямо все про моего, читаю далее... 0
10.03.2012 06:48 pogtwuqfl
Неплохо, неплохо! 0
08.03.2012 23:47 petrik
Это у девочек тоже бывает?
02.03.2012 12:02 Lucicreide
Deep tohguht! Thanks for contributing.
Добавить комментарий:
Ваше имя:
*
E-mail:
*
Комментарий:
*
:D :? 8) :cry: :shock: :evil: :lol: :x :mrgreen: :P :oops: :roll: :( :) :o :twisted: :wink:
Введите символы с изображения:
*
captcha