ДЕТСКАЯ НЕВРОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХИАТРИЯ
Это территория здоровых нервов и спокойных мозгов! Врачебная информация для родителей, всё рационально, работает по принципам доказательной медицины и здравого смысла

☼ Внимание! Новый канал Аутизм, расстройство аутичного спектра: что делать, где читать, куда идти, как работать   или наберите в поиске мессенджера Телеграм - @nevrolog. Поведенческий невролог и доказательная медицина: чтобы потом не было мучительно жаль впустую потерянных времени, сил и других ресурсов...

☼ Подписывайтесь на канал *Детская неврология, психология, психиатрия   или наберите в поиске мессенджера Телеграм - @nervos. В канале всегда актуальная информация, лучшие статьи, новости и книжные обзоры, группы общения, поддержка, обратная связь

☼ Живое общение, присоединяйтесь!  *Чат родителей и специалистов группы "Дети и нервы" или наберите в поиске мессенджера Телеграм - @nervokid. Обсудить идеи, поделиться информацией о воспитании, обучении, коррекции и профилактики расстройств поведения, получить консультации лучших специалистов

БРЮС Л. БЕЙКЕР, АЛАН ДЖ. БРАЙТМАН . ПУТЬ К НЕЗАВИСИМОСТИ. ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ РАЗВИТИЯ БЫТОВЫМ НАВЫКАМ


  видео-ЭЭГ-мониторинг     ЭЭГ     полисомнография     нейросонография     ЭНМГ МРТ

* Плохих лекарств мало, ненужных много! * Когда, как и зачем отлучать от груди?  *  Отказ от соски, зачем и когда?  *  Младенческая мастурбация и детский онанизм  *  Мигрень у детей *Детская неврология - болезни, которых нет  *  И лекарства нужны не всегда!  *  ММД  *  ВСД  *Тики *

дуплексное сканирование  транскраниальная допплерография  вызванные потенциалы


главы из книги
Вы - главный эксперт

А теперь - последнее, о чем хочется сказать, прежде чем приступить к конкретной работе. Это
последнее, возможно, и так очевидно, поскольку сотни родителей напоминали нам об этом снова и
снова, но никакие напоминания нельзя счесть слишком частыми. Даже если вы мама, папа или
педагог ребенка с особенностями развития, вы вовсе не похожи на маму, папу или педагога других
детей с особенностями развития. Вы - это только вы. У вас свои мечты и представления, свои
желания и потребности. И, в сущности, вы владеете уникальной информацией, которой, по всей
видимости, не может владеть больше никто: вы знаете своего ребенка или (если вы педагог) свою
классную комнату лучше всех.
Поэтому теперь, когда вы приступаете к этой книге, прислушайтесь к нашему совету - не пытайтесь
как-то изменить себя. Вместо этого, к тому, что есть уникального в вас, добавьте владение новыми
навыками и, может быть, новый взгляд на своего ребенка, и вы станете еще более важным
участником того процесса, который определит дальнейшие возможности малыша в получении
образования. Многое из того, что мы излагаем в этой книге, не покажется вам чем-то совершенно
новым. Например, не исключено, что какими-то близкими к описанным здесь приемами вы уже с
успехом пользовались, занимаясь с другими ребятишками. Тем не менее, мы надеемся, что эта книга
поможет вам расширить свой опыт так, что даже делая то, что вы уже умеете делать, вы станете
делать это лучше. Помните: важно высоко держать планку - как в отношении требований к себе, так и
в отношении требований к ребенку.
Как пользоваться книгой
Эта книга создавалась с расчетом, что ею будут пользоваться активно - писать в ней, обдумывать
прочитанное, обсуждать его с другими родителями и коллегами. Вы найдете и описание общих
принципов обучения, и очень специфические конкретные предложения. Возможно, что-то вы будете
пропускать, выбирая для более внимательного изучения те разделы, которые в наибольшей степени
отвечают вашим потребностям и потребностям вашего ребенка. Раздел I посвящен основным
принципам обучения, и его следует прочитать в первую очередь.

Закончив чтение раздела I, можно обращаться к любой интересующей вас главе раздела II. Эти главы
посвящены приемам обучения ребенка навыкам, относящимся к разным областям развития. В первых
четырех главах этого раздела рассматриваются подходы к обучению совсем маленького ребенка. Это
- "Подготовительные навыки" (глава 8), "Навыки самообслуживания" (глава 9), "Умение
пользоваться туалетом" (глава 10) и "Игровые навыки" (глава 11). Последующие три главы
посвящены более сложным умениям, способствующим развитию большей самостоятельности:
"Навыки ухода за собой" (глава 12), "Навыки ухода за домом" (глава 13) и "Умение оперировать
информацией" (глава 14).
В разделе III представлены соображения, касающиеся подходов к решению проблем поведения. В
этот раздел входят главы: "Проблемы поведения" (глава 15) и "Разработка и проведение в жизнь
программы регулированиия поведения" (глава 16). В приложениях приводятся: информация,
необходимая для обучения подготовительным навыкам (Приложение А), перечень навыков
самообслуживания (Приложение Б), специфические, детально разработанные программы
формирования навыков самообслуживания (Приложение В), игровых навыков (Приложение Г) и
навыков по использованию информации (Приложение Д).
Если вы стремитесь стать хорошим педагогом, глава 2 поможет вам сделать первый шаг. Но прежде
чем ступить на этот путь, задержимся на минутку, чтобы обратиться к одной из мам, которая какое-то
время назад уже начала заниматься со своим сыном. Сейчас вы увидите учебный план, который, на
первый взгляд, кажется довольно простым. Однако стратегия, заложенная в нем, была разработана
тщательнейшим образом и осуществлялась с помощью приемов, о которых вы узнаете в следующих
главах.

Постель Билли

В среду утром Билли проснулся и обнаружил, что в списке на стене появилось что-то новое. Внизу
была картинка, изображавшая аккуратно
Это был его, Билли, список. Некоторое время назад они вместе с мамой составили его. Сначала в нем
было всего две картинки, а сейчас он удлинился и выглядит уже вот так:
И вот теперь - постель. Он никогда раньше не делал этого, но вчера вечером они с мамой решили, что
он мог бы попробовать.
«Как ты там Билли? Завтрак почти готов.» Билли снова заглянул в список. Вымыть руки и лицо,
почистить зубы - теперь это уже не проблема; это теперь простая возможность заработать «галочку».
Правда, что касается одевания, то тут все зависит от того, какую одежду мама приготовила ему с
вечера. Шерстяной джемпер или свитер, например, -это легко. Но рубашки с маленькими пуговицами
надевать все еще трудно, и иногда ему нужна помощь, чтобы

Пока Билли двигался по списку, отрабатывая один пункт за другим, миссис Джексон пошла в его
комнату и начала застилать постель. Когда Билли вернулся из ванной, постель была почти убрана;
оставалось только расправить пока еще завернутую половину покрывала.
Одетый и готовый выйти из спальни Билли спросил маму о
«Сегодня, похоже, у тебя будут одни «галочки». И миссис Джексон, преувеличенно придирчиво
проверяя задание, начала отмечать «галочками» каждый выполненный пункт. «Ну а что у нас с
ботинками? Е-есть ...». И в списке появляется еще одна красная «галочка». «Еще пять «галочек»
сегодня, Билли. Как мы договорились с тобой? Сколько всего должно бьпь, чтобы ты смог пойти в
пятницу играть в боулинг?»
«Двадцать?» - неуверенно спрашивает Билли.
новой картинки - кровати! Попробуем и это сделать до завтрака?»
Сразу радость Билли меркнет - и он прибегает к вполне предсказуемой попытке увильнуть от
новой задачи. «Ох, я такой
напоминать Билли о вознаграждении за его усилия. «Давай, Билли, это займет всего минуту, зато ты
получишь еще одну «галочку». Билли,
Поскольку постель уже была почти застелена (миссис Джексон сама позаботилась об этом),
оставалось сделать только одно простое движение — натянуть покрывало и накрыть им подушку.
«Билли, смотри, что я делаю! »Продемонстрировав медленно нужное движение, она вернула
покрывало в прежнее положение и предложила Билли попробовать повторить это движение.
«Кажется, это довольно просто», - подумал про себя Билли. «Ну, Билли, попробуй! Натяни его на
подушку! Отлично! Смотри, ты получаешь еще одну «галочку». Завтра мы позанимаемся этим
побольше. Ладно?»
«Ладно!»
Билли действительно закончил приводить в порядок свою постель и получил заслуженную отметку.
Он заработал ее так же, как заработал все

Раздел I
Основные принципы обучения ребенка

Глава 2
Чему учить?

Сосредоточимся на приобретении новых навыков. Прежде всего, вам нужно будет выбрать один
новый навык, и его формирование станет вашей задачей.
Что нужно принимать во внимание, намечая цель:
Что вы в данное время делаете за ребенка?
Прежде всего, внимательно проследите за всем, что происходит в течение типичного для вашего
ребенка дня. Запишите все действия, по идее относящиеся к самообслуживанию, которые вы пока
выполняете за него, но которым хотели бы его обучить. В вашем списке может оказаться умение
завязывать шнурки, стелить постель, мыть голову, убирать игрушки и одежду, купаться в ванне,
резать мясо и т.д. Хорошо ли научился ваш ребенок пользоваться туалетом? Если нет, добавьте к
вашему списку соответствующий шаг.
В список можно также включить некоторые бытовые навыки, если ребенок, по-вашему, готов к их
освоению. То есть в перспективе вам может захотеться научить его выносить мусор, накрывать на
стол, сгребать опавшие листья, подметать пол. А как насчет умения играть? Есть ли такие игрушки
или игры, в которые, на ваш взгляд, он должен играть лучше? Может ли он научиться лучше играть с
другими детьми? А сам?
_________________________________________________
___________________________________________________________

Вы не можете научить всему … минуточку, остановитесь! Вы составили список? Если нет,
пожалуйста, сделайте это сейчас! Оставшаяся часть главы принесет вам гораздо больше пользы, если
вы прерветесь и внесете в свой список навыки, которым вам хотелось бы научить ребенка.
Какие навыки ваш ребенок хочет освоить?
Чтобы увидеть, чему в данный момент мог бы захотеть научиться ваш ребенок, вам нужно будет
внимательно понаблюдать за ним. Может быть, он скажет сам. Может быть, укажет своей попыткой
сделать что-то самостоятельно, например попробует намазать на хлеб ножом ореховое масло или
завязать шнурки на ботинках, или попытается играть в баскетбол с другими детьми, или…
Какие навыки ваш ребенок готов освоить?
Следует иметь в виду, что, развиваясь, ребенок, естественно, одни навыки приобретает раньше
других. Сидеть, например, малыш начинает раньше, чем стоять. Пользоваться вилкой - раньше, чем
ножом. Поэтому, намечая следующую задачу, подумайте, что ваш ребенок уже умеет делать и к
какому следующему навыку он может быть готов.
Рассмотрим в качестве примера список, висящий на стене у Билли (см. главу 1). Каждый освоенный
навык вносит свою маленькую лепту в основу последующих. Научившись мыть руки и лицо, Билли
гораздо легче научиться чистить зубы - ведь он уже освоился в ванной комнате, он научился
включать и выключать воду, наконец, он знает, что значит ""сполоснуть"". Попробуйте найти
подсказку - определите, что ваш ребенок уже делает, причем делает с удовольствием, и это поможет
вам правильно выбрать следующую задачу.
Посмотрите на только что составленный вами список. Есть ли в нем что-то, что ваш ребенок почти
готов освоить, то есть, что-то, что он пытается сделать и частично уже делает?
Какие навыки вы хотели бы сформировать у ребенка?
Конечно же, вы хотите начать с того, что в данный момент вам кажется важным. Возможно, есть
определенные навыки, которыми ребенок не владеет, и это создает большие проблемы для всей
семьи. Например, неумение вашего сына самостоятельно есть может означать, что семья никогда не
собирается вместе за столом. Или неумение дочери самостоятельно одеваться означает, что по утрам
у вас не остается времени для того, чтобы до школы пообщаться с остальными детьми.
Обведите кружочком в вашем списке то, чему вы хотели бы обучить ребенка в первую очередь.
Читая остальные главы первого раздела, постоянно держите это умение в голове. Вам будет легче,
если вы выберете элемент из области самообслуживания или какой-нибудь игровой навык. Учить
ребенка пользоваться туалетом или оперировать информацией труднее. Отложите это до тех пор,
пока он не освоит навыки самообслуживания и не научится играть.
Выбранное умение____________________________________________________
Просьба! Не читайте, пожалуйста, дальше, пока не запишите сюда выбранный вами навык. (Не
волнуйтесь, вы всегда сможете заменить его другим.) Возможно, вы не привыкли писать прямо в
книге, но поверьте, это единственный способ извлечь из этой книги реальную пользу.

Глава 3
Определение шагов

Вперед и вверх, но только медленно и постепенно
"Дальше играйте без меня, ребята. Мне нужно помочь Ричи приготовиться ко
сну".
"Слушай, Герб, когда мы в прошлый раз играли в покер, ты начинал учить его
принимать душ. Как он, научился?"
"И да и нет. То есть, он уже может сам раздеться и включить воду, а вот
отрегулировать температуру самому пока трудно. Сейчас он учится мыться
мылом. Он уже знает, как мыть с мылом живот, грудь и ноги. После
ополаскивания он прекрасно может сам вытереться. Этому мы научили его в
первую очередь".
"Знаешь, Герб, ты рассуждаешь прямо как учитель. Я задал тебе простой
вопрос, а ты… Что ж, ребята, будем надеяться, что Герб не станет за картами
все обдумывать столь же тщательно, а то мы все разоримся".
Ответ Герба может смутить нас, если мы представляем себе умение принимать душ как нечто целое,
нечто, что ребенок либо умеет делать, либо нет. В действительности же, если нам та или иная задача
кажется простой, то только потому, что мы умеем выполнять все действия, в результате приводящие
к ее решению.
Продвигайтесь вперед маленькими шагами
Чтобы помочь ребенку освоить выбранный навык, вы должны сначала разбить соответствующий
процесс на отдельные шаги, достаточно маленькие для того, чтобы ребенок мог легко справиться с
каждым из них. Если вы примите к сведению это простое правило и таким образом будете
рассматривать каждую новую задачу, ставя себя при этом на место ребенка, успех будет обеспечен.
Вспомним список на стене Билли, и мы увидим, что он и миссис Джексон работали над несколькими
навыками самообслуживания. С их помощью миссис Джексон довольно просто показала процесс
застилки постели. Может показаться, что она обладает каким-то особым талантом, который
волшебным образом прямо и неуклонно ведет к достижению успеха. Однако, если мы присмотримся
внимательно к подходу миссис Джексон, нам станет ясно, что в ее "особом таланте" нет ничего
волшебного, просто в основе ее подхода лежит наблюдение за поведением плюс принцип
постепенного, пошагового обучения. Итак, что же она делает?
С точки зрения миссис Джексон, процесс застилания постели не одно длинное действие, а сложная
цепь логически объединенных действий. Никто ей не говорил, каковы они. Для того, чтобы
определить эти действия, ей пришлось всего лишь самой застелить постель - медленно, отмечая про
себя, что именно она делает и в каком порядке.
Конечно, ей приходилось делать это и раньше, причем много раз, и всегда это было быстрое и
привычное занятие. Но когда она впервые сделала это медленно, отмечая про себя каждое отдельное
действие, она удивилась, сколько же звеньев в этой цепи!

Кто мог себе представить, что в таком простом, доведенном до автоматизма деле, как уборка постели
может быть так много шагов? Билли! Именно его неумение организовать эти действия должным
образом не дало ему возможности достичь успеха.
Миссис Джексон, добросовестно записав в нужной последовательности все эти шаги, составила
программу обучения Билли умению стелить постель. Она разбила весь процесс на отдельные, вполне
определенные и простые действия, совокупность которых стала для нее своего рода руководством. С
точки зрения миссис Джексон, умение стелить постель можно разбить на следующие этапы:


СТЕЛЕТ ПОСТЕЛЬ:
 1. Натягивает верхнюю простыню насколько возможно. Расправляет ее с боков,
разглаживая там, где морщит.
 2. Накрывает постель одеялом и разглаживает складки.
 3. Отворачивает одеяло вместе с простыней.
 4. Накрывает постель покрывалом и разглаживает его.
 5. Откидывает покрывало.
 6. Кладет подушку.
 7. Накрывает подушку покрывалом.
Обратитесь к выбранному вами умению и попробуйте разбить его на маленькие шаги. Не надо
пытаться сделать это в уме. С чем бы вам ни пришлось работать - с ботинком, мячом, трехколесным
велосипедом, ванной, - возьмите и прямо сейчас разбейте вашу задачу на шаги и запишите их!
Запишите получившиеся шаги.
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
Отдельные этапы, на которые разбивается выбранный навык сложатся в учебную программу.
Составленная в виде перечня маленьких задач ваша программа, может отличаться от той, которую
разработали бы мы. И прекрасно! Нет такого подхода, который можно было бы считать единственно
верным.
Минуточку! Вы, правда, сделали то, что мы вам порекомендовали? Если да, можно немного
передохнуть. Вы заслужили это. А если нет, пожалуйста, сделайте! Тогда то, что мы собираемся
сообщить вам дальше, будет гораздо понятнее.
Итак, теперь у вас есть перечень задач, который показывает чему вам нужно будет учить ребенка, но
не объясняет, как. Главный принцип здесь - постепенность. Начинать надо со следующего шага
после тех, которые ребенок уже усвоил, а двигаться дальше тогда, когда он к этому готов. Многие
родители совершают одну и ту же ошибку - требуют слишком много и слишком быстро. Если же вы
сумеете аккуратно разбить вашу задачу на столько частей, на сколько она делится, то у вас появится
возможность в течение определенного времени заниматься с ребенком чем-то одним. (Заметьте,
миссис Джексон начала занятия с последней ступеньки. Это особый прием, который называется
инверсия. Он описывается в главе 9.)
В последующих четырех главах рассматриваются другие моменты, необходимые для достижения
успеха. Примите к сведению наши советы и добавьте ваш опыт, то, что делает вас в глазах ребенка
единственной и неповторимой.
Помните, вам не нужно стремиться стать похожими на миссис Джексон или на нас; просто добавьте к
своему опыту немного специальных знаний, и вы станете для своего малыша чуть более умелым педагогом. Ваш стиль проведения занятий будет только вашим, и именно это позволит нашей системе заработать...